Слова, взорвавшие Twitter, принадлежали мягкому, но изменившемуся голосу Ларри Пейджа на одном из квартальных обращений Google:

«Я хотел сказать вам, что, забегая вперед, не буду больше присутствовать на каждой конференции, посвященной финансовой деятельности компании» – произнес сооснователь и CEO Google после того, как представил результаты третьего квартала компании. «Последующие встречи, — сказал он, — будут поручены Патрику Пичету, финансовому директору, и Никешу Арора, директору по управлению бизнесом».


larry-page-660x541

Фото: Niall Kennedy / Flickr

«Знаю, вы бы хотели, чтобы я остался», — продолжил Ларри. – «Но вы также хотите, чтобы я расставил жесткие приоритеты своего времени во благо бизнеса».

Тут же расползлись слухи, что Ларри Пейдж перестал бывать на конференциях из-за хронического заболевания, которое частично парализовало его голосовые связки. Тем не менее, паники, которую многие ожидали, не последовало,  и, вероятно, ее и не будет, даже если Пейджу придется уйти в отставку.

Вместо того, чтобы волноваться о будущем без Пейджа, инвесторы не беспокоятся — акции Google возросли на более чем 13% и впервые достигли 1 тыс. $ за  акцию. Увеличение произошло после того, как прибыль Google резко подскочила из-за повышения оплаченных кликов, даже когда «cost per click» (цена за клик) объявлений компании падала  в прошлом – тревожный звоночек для Wall Street.

Повышение оплаченных кликов предполагает, что Google становится лучше в том, что у него и так отлично получается: обработка огромного массива данных, чтобы таргетировать посетителей по ссылкам, на которые они нажимали. Цены рекламных объявлений  еще не догнали того увеличения вовлеченных посетителей, потому что Google – как и все остальные – еще не решил проблему кликабельности мобильной рекламы. Ее можно увидеть везде, но пока она слишком крошечная и невыразительная, скучная. Одним из способов обойти эти проблемы может быть создание неоспоримо релевантной рекламы, что, кажется, у компании довольно хорошо получается.


«Кровные враги»

Заметные результаты Google показывают, что решение Пейджа отойти от, по крайней мере, одной публичной роли не означает, что у него имеются какие-либо проблемы с эффективным ведением компании. Чуть более года назад доли Google и Apple были в диапазоне 700$. С тех пор стоимость акций кровных врагов путешествовали по почти зеркально противоположным траекториям, в то время как Apple стремилась убедить инвесторов, что она не теряла своего таланта к инновациям.

В основе потери уверенности Apple лежит страх, что без Стива Джобса это уже не «та самая компания».  Но трудно представить то же самое беспокойство вокруг Google, даже если бы Пейдж не только перестал участвовать в конференциях, но и вообще бы ушел в отставку.

Джобс был известен своим умением выгодно продемонстрировать товар лицом, но в его основе лежало ощущение волшебства, созданного самими товарами. Люди восхищались новыми чудесами, которые они держали в руках – iPod, iPhone, iPad – и более чем были готовы присвоить Джобсу мифический статус поставшика «вспышек творчества».


Глобальная digital-культура

Поиск, основной продукт Google, сам по себе является удивительным чудом. В отличие от новых блестящих гаджетов, поисковая система Google стала настолько неотъемлемой частью  фабрики в Интернете, что  начала считаться обыденностью. Единственный раз, когда большинство из нас, скорее всего, будет слишком много думать о поиске, – это если он полностью перестанет работать. Благодаря поиску  и остальным чрезвычайно успешным продуктам, например, Gmail  и Android, глубоко укоренившимся в глобальной digital-культуре, ключевые функции Google, как бизнеса – это понять, как использовать эти платформы, чтобы заставить людей еще больше кликать на рекламу. Google  и дальше следует обрабатывать данные, чтобы достичь алгоритмических улучшений, благодаря которым укрепился бы его рекламный бизнес.

В Apple скорее дополнительное изменение, нежели ожидание почти ежегодных революций продуктов ввело компанию в беду. И трудно представить, как Apple может изменить представление о том, что его дух новаторства ослабел без нового харизматичнго лидера, ведущего за собой толпу.

С другой стороны, в Google с самого начала Пейдж помогал укрепить культуру, в которой гиков ценили превыше всего, это было то место, где пара молчаливых инженеров могла запросто написать небольшой код и влить миллионы и больше долларов в казну компании. В отличие от этого Apple, чей бизнес зависел от потребляющих гаджеты масс несколько лет назад, большинство изменений, которые действительно повлияли на Google, произошли «за кулисами» с небольшими фанфарами или вовсе без них.

Возможно, когда-нибудь Google достигнет предела, и его реклама не сможет стать еще лучше, и компании придется искать новые пути развития. Но пока что поисковая система, которую Пейдж помог запустить десять с половиной лет назад, отлично работает и наверняка будет эффективно работать дальше, даже если Пейдж больше не будет у руля.