Когда нужно делать тасбих: после фарз- или суннат-намаза?

Если мусульманин торопится, как делать тасбих

Аллах облегчил поклонение мусульман, и дал послабление мусульманину, который торопится и имеет веские причины после намаза уйти из-за своих нужд, такой мусульманин, может сократить произнесение тасбиха «СубханаЛлах, АльхамдулиЛлях, Аллаху Акбар» до 10 раз.

Как читать тасбих на пальцах

Об одной из методик чтения тасбиха на пальцах можно посмотреть в нижеприведенном видео, также существуют другие методики чтения тасбиха на пальцах, в зависимости от того, кому как удобнее считать, чтобы не сбиваться со счета.

Когда и где можно читать тасбих

Когда совершается зикр, тасбих? Человек может совершать его в то время, в которое пожелает, независимо от того, в каком месте он находится и в какое время это происходит.

Зикр не совершается только в тех местах, которые перечислены в списке исключений: это душ, туалет, баня с нечистотами, а также места, где происходит богохульство или происходит моральное разложение). В других местах, где нечистот нет и нет ничего, что связано с грехом, можно совершать зикр.

Мусульманин может совершать зикр, находясь в пути в общественном транспорте, чтобы не тратить это время даром.

Не читать зикр слишком громко или тихо

Рядом представителей мусульманской религии приводится аят, который, они считают, можно считать доводом в пользу запретности громкого произнесения зикра. В аяте говорится: «Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд»(сура Аль-Араф (Ограды), 205-й аят).

Приводится также тот факт, что Пророк ﷺ по поводу зикра сказал «Тише, люди!», но он же после этого громко читал зикр после намаза.

При рассмотрении разного рода доводов следует учитывать, что каждое упоминание соответствует определенному случаю, и поэтому каждому случаю нужно следовать в нужном месте. В данном случае Пророк ﷺ имел в виду то, что люди слишком повышали голос и это приносило им тяжесть, и потому Пророк ﷺ попросил их не напрягать голос чрезмерно, т.е. будьте добры к себе, не мучайте себя. В этом случае ни о каком упреке в адрес мусульман по поводу чрезмерного повышения голоса речь не идет.

Предлагаем ознакомиться  «Купаться к чему снится во сне? Если видишь во сне Купаться, что значит?»

Часто говорится о том, что такое повышение голоса тех, кто произносит тасбих после намаза, приводит к тому, что это может потревожить остальных молящихся. На этот случай есть такой ответ: пока мусульманин не привык к тому, что это Сунна и так следует делать, это может как-то потревожить его, но со временем мусульмане привыкают к этому и реагируют нормально.

Сторонники мнения о том, что поминать Аллаха вслух после намаза нужно, относятся к саляфам и являются сторонниками ат-Табари, но к саляфам не относится ибн Хазм, поскольку он жил только спустя первые три столетия. У самого же ат-Табари есть слова, которые указывают на порицание повышения голоса при поминании Аллаха.

Об этом говорится в хадисе от Абу Мусы аль-Ашари: “Находясь в пути вместе с Посланником Аллаха ﷺ и подъезжая к какой-либо долине, мы громко произносили слова “Ля иляха илля-Ллаху” и “Аллаху акбар”, но Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «О люди, пожалейте себя, ведь взываете вы не к глухому и не к отсутствующему!

Поистине, Он с вами, и Он — Слышащий, Близкий!»». Слова ат-Табари передает ибн Хаджар, указывая, что в нем содержится порицание повышения голоса при мольбе и зирке. Саляфы из числа табиинов и сахабов также говорили об этом. Хафиз ибн Хаджар пояснял информацию о том, что ат-Табари, говоря о повышении голоса во время такбира после намаза, не имел подтверждения этим словам в действиях кого-то из саляфов. Ибн Батталь говорил, что имам Малик считал новшеством такое повышение голоса.

Нужно ли читать за имамом?

После того, как молитва окончится, имам должен развернуться к джамаату лицом, сесть так, как того требует сунна, то есть чтобы его левое плечо было расположено к михрабу ближе, то есть в сторону Киблы. Когда молитва будет полностью окончена, каждый должен произнести Аят аль-Курси тихо, после чего произносится зикр и мольба, которые читаются тихо, чтобы не создавать помеху для других.

Но если имам после молитвы будет читать мольбу вслух, то все остальные присутствующие должны будут произносить вслух, как того требует хадис, «Аминь», после каждого его обращения ко всевышнему Аллаху.

После того, как молитвы будут полностью закончены, то есть произнесены сунна, фард, затем сунна, следует читать Аят аль-Курси, затем тасбихи, а затем дуа. Если молитва произносится вслух, повторяет ли ее верующий за имамом или же читает самостоятельно, после того, как будет произнесена сура Фатиха, следует произносить «Ааамииин» тихо. Это подтверждается хадисом, который от Ибрахима ан-Нэхаи передал Ибн Шэйба.

Предлагаем ознакомиться  Лекция 17 «Живая Этика и питание»

Тасбих после аср-намаза

  • АстагфируЛлах — 3 раза — «О Аллах прости»;
  • Аллахума анта Салям ва минка салям табаракта йа заль джаляли ва икрам! — перевод: «О Аллах ты Пречистый и от тебя исходит мир, благословен Ты, о Обладающий величием и великодушием!»;
  • чтение Аят аль Курси;
  • 33 раза тасбих «СубханаЛЛах» — «Пречист Аллах от всех недостатков»;
  • 33 раз тасбих «АльхамдулиЛлях» — «Хвала и благодарность только Аллаху»;
  • 33 раз тасбих «Аллаху Акбар» — «Аллах превыше всех и всего»;
  • 10 раз «Ля иляха илля Ллах вахдаху ля шарикя лях, ляхуль-мульку ва ляху-ль хамд, йухъйи ва йумийт. Ва-хуа аля кулли шейин къадир!» — перевод: «Нет Бога, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и Ему хвала, Он оживляет и Он умерщвляет! И Он способен на всякую вещь!»;
  • Чтение по-три раза сур «Ихлас» («Искренность», 112 сура), «Фаляк» («Рассвет», 113 сура), «Ан-нас» («Люди», 114 сура), читающий эти суры после аср намаза защищается от всего дурного до самого утра!

Утренний тасбих

Также существуют желательные зикры после намаза: утреннего и послеобеденного, смотрите в вышеприведенном видео. К основным дополнительным азкарам после утреннего намаза относятся:

  • АстагфируЛлах — 3 раза — «О Аллах прости»;
  • Аллахума анта Салям ва минка салям табаракта йа заль джаляли ва икрам! — перевод: «О Аллах ты Пречистый и от тебя исходит мир, благословен Ты, о Обладающий величием и великодушием!»;
  • чтение Аят аль Курси;
  • 100 раз тасбих «СубханаЛЛах» — «Пречист Аллах от всех недостатков», как сказано в одном из хадисов, кто прочтет 100 раз «СубханаЛлах», то он получит награду подобную тому, как-будто бы он собрал 100 лошадей на пути Аллаха;
  • 100 раз тасбих «АльхамдулиЛлях» — «Хвала и благодарность только Аллаху», как сказано в одном из хадисов, кто прочтет 100 раз «АльхамдулиЛлях», то он получит награду подобную тому, как-будто бы он собрал 100 верблюдов на пути Аллаха;
  • 100 раз тасбих «Аллаху Акбар» — «Аллах превыше всех и всего», как сказано в одном из хадисов, кто прочтет 100 раз «Аллаху Акбар», то он получит награду подобную тому, как-будто бы он освободил 100 рабов;
  • 100 раз «Ля иляха илля Ллах вахдаху ля шарикя лях, ляхуль-мульку ва ляху-ль хамд. Ва-хуа аля кулли шейин къадир!» — перевод: «Нет Бога, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и Ему хвала! И Он способен на всякую вещь!», как сказано в одном из хадисов, кто прочтет 100 раз этот зикр, то запишется ему 100 благих дел, сотрется с него 100 дурных дел и он получит награду подобную тому, как-будто бы он освободил 10 рабов на пути Аллаха;
  • Чтение по-три раза сур «Ихлас» («Искренность», 112 сура), «Фаляк» («Рассвет», 113 сура), «Ан-нас» («Люди», 114 сура), читающий эти суры после утреннего намаза защищает мусульманина от всех бед и дурного до вечера, а чтение их после аср-намаза защищает мусульманина от всего дурного до самого утра!
  • 4 раза «Субханаллахи ва бихамдихи ‘адада халькыхи, ва ридъа нафсихи, ва зината ‘аршихи ва мидада кялиматихи», как сказано в хадисе пророком Мухаммадом ﷺ — эти слова будут равны всем другим поминаниям, которые мусульманин будет совершать до обеда, не вставая со своего места. Перевод: «Слава Аллаху и вся хвала Ему столько раз сколько Его творений (люди, джины, ангелы и другие творения), и пока Он не будет доволен этим, и красотой Его Трона, и нескончаемыми Словами Его».

Выводы о чтении тасбиха в слух

Данный вопрос относится к категории спорных, и разногласия по этому поводу в мусульманском обществе периодически возникали. Из всех существующих мнений то, которое приводит Шейх ибн Усеймин, будет наиболее правильным: это мнение, что голос повышать после обязательного намаза при чтении тасбиха нужно, так как это Сунна, но повышать его следует в разумных пределах, чтобы другим это не мешало.

Предлагаем ознакомиться  Дуа за умершего мусульманина: текст молитвы для усопших

Ученые, которые считали, что голос повышать не следует, опирались в своем мнении на то, что в хадисе, переданном Маликом, Ахмадом и ат-Табари, сказано: «Не мешайте друг другу и не повышайте ваши голоса друг над другом чтением Корана!». На что имам аз-Зуркъани в своем «Шарх аль-Мууатта» отмечал, что тем более не следует повышать голос с помощью иных слов, раз это запрещено даже во время поклонения с помощью Корана. Имама аш-Шафии поддерживали в его мнении и аш-Шатыби, и ибн Хаджар, и ан-Науауи, и аль-Альбани.

Оцените статью
Тут и сегодня
Adblock detector