16. Ценности и идеалы

. Социокультурная динамика ее модели и образцы

Когда речь идет не
просто о культурных изменениях, а об
изменениях, в которых имеет место
целостность и направленность, когда
можно проследить определенные
закономерности, то говорят о динамике
культуры.социодинамика
культуры – это теоретическая дисциплина,
предметом которой является
культурно–историческое развитие.

То есть
предметом изучения становится не столько
культура сама по себе, сколько движущие
ее общественные факторы, социальные
механизмы культуры.

. Природа законов и характер эволюции природы

Ж.-Б.
Ламарк считал, что существует два
направления эволюции. С одной стороны,
происходит усложнение организации.
Крупные группы организмов можно выстроить
в «лестницу существ», установить
их «градацию» от простого к сложному.
Все организмы стремятся к совершенству;
нижние ступени лестницы постоянно
самозарождаются.


С другой
стороны, организмы приспосабливаются
к среде обитания, приспособление к новым
условиям приводит к тому, что одни виды
превращаются в другие.

. Прогресс и регресс культуры. Культура и некультура

Культурный
прогресс — это поступательное, восходящее
развитие культуры, смена культурных
типов, из которых каждый последующий
превосходит предыдущий, открывает
большие возможности для развития
культуры.

Культурный
регресс — это развитие культуры по
нисходящей линии, ее попятное движение,
утрата уже достигнутого, уничтожение
культурных ценностей.


Регресс
не следует понимать как возврат к
старому. Это процесс качественного
обновления систем, но с той особенностью,
что уровень развития новых образований
менее высок, чем у исходных форм.

Посмотрим,
как рассматривается проблема культурного
прогресса в современной культурологии?
Прежде всего, обращается внимание на
то, что о культурном прогрессе можно
говорить лишь как об общей тенденции,
магистральном направлении развития
культуры. Следует иметь в виду и то, что
культурный прогресс имеет противоречивый
и неравномерный характер.

Общепринятым
критерием прогресса науки считается
накопление, обогащение, рост знаний.
Человеческое познание развивается как
вглубь, так и вширь. Рост познания находит
выражение в таких количественных
показателях, как объем научных знаний,
число ученых, количество книг и журналов,
научных учреждений и лабораторий.

Массовая культура
и антикультура

В самом начале XX
в. прозвучали мрачные предсказания О.
Шпенглера о «закате Европы», о гибели
высокой культуры, о постепенном замещении
культурных (духовных) ценностей ценностями
цивилизации в их грубо материальном
воплощении.

Постепенный процесс
демократизации общественной жизни,
достижение высокого материального
уровня, техническое оснащение основных
производственных процессов привели к
формированию массового общества, в
котором культурные ценности пере­стали
быть элитарным достоянием и получили
эгалитарный (уравнительный) характер,
что обусловило появление массовой
культуры, т.е. усредненной культуры,
создаваемой средствами массовой
информации и тиражируемой с помощью
специальной, технически высокооснащенной
индустрии

В заключение следует
подчеркнуть, что культура реально
существует как исторически сложившаяся
разноуровневая система, обладающая
своими вещными формами, своей символикой,
традициями, идеалами, установками,
ценностными ориентациями и, наконец,
образом мысли и жизни — этой центрирующей
силой, живой душой культуры. И в этом
смысле бытие культуры обретает
сверхиндивидуальный характер, существуя
вместе с тем как глубоко личный опыт
индивида.

. Историческая типологія культурі

В конце
XIX — начале XX в. на смену эволюционизму
была выдвинута теория исторической
типологии культур, которая подвергла
критике идею эволюционизма об
однолинейности и стадиальной
последовательности исторического
развития культуры. Согласно этому
направлению в культурологии реально
существует бесконечное многообразие
уникальных, непохожих друг на друга и
неповторимых культур.


В
современной культурологии сложились
два основных подхода к пониманию
культурно-исторического развития и
многообразия. Первый называют
линейно-прогрессистским. Он тесно связан
с философскими концепциями истории, а
также с наличием исторического и
эмпирического материала.

Предлагаем ознакомиться  Как самому рассчитать квадрат Пифагора (психоматрицу) по дате рождения?

Другой
подход связан с выделением локальных
культур. Формирование этой типологии
связано с одной стороны, укоренившиеся
в науке представления о культурной
самобытности разных народов, а с другой
— явное влияние со стороны биологических
наук, обусловили идею представлять в
культурологии и в истории социальные
процессы по типу биологических.

) Первобытные формы культуры

Не дает окончательного
и достоверного представления о времени
и причинах перехода от человека умелого
к человеку разумному, равно как и об
отправной точке его эволюции, и современная
антропология. Очевидно лишь, что человек
прошел в своем биологическом и социальном
развитии долгий и весьма извилистый
путь.


Наши предки в самый
отдаленный из доступных нам периодов
предстают перед нами группами, вокруг
огня. Использование огня и орудий
является существенным фактором в
превращении человека в человека. «Живое
существо, не имеющее ни того ни другого,
мы вряд ли сочли бы человеком».

Радикальное отличие
человека от животных состоит в том, что
окружающий предметный мир является
объектом его мышления и речи.

Возникновение
искусства — закономерное следствие
развития трудовой деятельности и техники
палеолитических охотников, неотделимое
от сложения родовой организации,
современного физического типа человека.
Увеличился объем его мозга, появилось
множество новых ассоциаций, возросла
потребность в новых формах общения.

В самой природе
человека заложено то, что он не может
быть только частью природы: он формирует
себя посредством искусства. На этом
качестве человека первобытной эпохи
мы и остановимся.

.Культурные универсалии.

Культурные
универсалии — это такие нормы, ценности,
правила, традиции и свойства, которые
присущи всем куль турам, независимо от
географического места, исторического
времени и социального устройства
общества.
Культурные
универсалии возникают потому, что все
люди» в какой бы части света они ни жили,
физически устроены одинаково, они имеют
одни и те же биологические потребности
и сталкиваются с общими проблемами,
которые ставит перед человечеством
окружающая среда.

) Маргинальная культура

(фр.
marginal — побочный, на полях, и лат. cultura —
возделывание, воспитание, образование,-
развитие) — 
пограничная,
переходная культура, возникающая на
грани культурно-исторических эпох,
мировоззрений, языков, этнических
культур или субкультур.
Маргинальность
органично присуща современной
культуре.

Не
случайно, что данный термин введён в
научный оборот в XX в. (в трудах Р.Э. Парка),
хотя маргинальная личность, маргинальный
образ жизни в той или иной степени были
представлены и в культуре предшествующих
эпох. 
Произошедшие
в XX в. крупные социальные сдвиги
существенно расширили число исторических
народов, раздвинули культурные горизонты,
а совпадавшие с ними по времени
научно-техническая и информационная
революции способствовали сближению
культур Европы, Америки, Азии, Африки.

Появлению
феномена маргинальной культуры
способствуют не только социальные
потрясения, но и целый ряд факторов, как
перманентно действующих в XX в., так и
впервые возникающих в культурной картине
мира: 
1)
урбанизм с его разнообразием культурных
паттернов, ослабленностью традиционных
территориальных, соседских и семейных
связей, разрушением регламентации и
иерархии;
2) эмансипация этнических
меньшинств, усложняющая и обогащающая
картину мира на макроуровне и осложняющая
действие локальных связей на
микроуровне; 
3)
изменяющийся способ производства —
переход от жёсткой организации машинного
типа в мегаколлективах к гибкой
организации малых групп; деятельность
неформальных движений и общественных
организаций, играющих серьёзную роль
в культуре второй половины XX в. и
опирающихся прежде всего на маргинальные
группы населения.

53. культура
и ідеологія культура и творчество

Идеология
— систематизированная совокупность
идей, связанных прежде всего с определенным
пониманием общественной жизни, оценкой
ее качества, перспектив ее преобразования.
Идеология предполагает также определение
целей человеческой деятельности по
сохранению, изменению или разрушению
существующей социальной действительности.

Предлагаем ознакомиться  К чему снится авария

Идеология
как «знаковый фон» деятельности —
это элемент повседневной культуры.

Идеология
как носитель интегративной функции
культуры, как ее «центр» — крайне
неустойчивое, нежизненное образование.
Можно сказать, что в чистом виде идеология
— это маска культуры, псевдокультура.
Однако сложность распознавания
«неподлинности» идеологии как
культурного образования связана с тем,
что идеология в переломные, экстраординарные
периоды развития общества, как правило,
вступает в союз с утопическим сознанием;
в «нормальные», спокойные периоды
идеология «подключается» к философии,
искусству, нравственности, религии,
стремясь поглотить их.

54) Самоопределение
наций и развитие национальной культуры


Национальные
ценности в духовной сфере — огромное
интеллектуальное богатство и неисчерпаемый
резерв воспроизводства общечеловеческих
ценностей,

Самая
главная и самая привлекательная
особенность национальной культуры —
это ее удивительное разнообразие,
самобытность и неповторимость.

.
У каждой национальной культуры есть
свои плоды: духовные расположения и
открытия, свои драмы и трагедии, свое
видение мира.

Свое
будущее каждый народ сегодня н»
связывает с национальной культурой,
что является для него гарантом жизни и
интеграции в общемировую культуру. Эта
идея имеет свою имманентную логику:
именно она поддерживает духовный и
интеллектуальный потенциал нации,
выступает импульсом творческой
деятельности человека, укрепляет
духовное здоровье» я народу,
создает его национально-нравственный
идеал.

Культура
является действенным фактором формирования
нового международного типа духовного
производства, рождающегося в содружестве
культур. Общечеловеческие ценности —
это не абстрактное понятие, они конкретно
воплощаются в каждой национальной
культуре. Современная культурная
ситуация создала новые условия для
проявления возросшего национального
самосознания. Его об» объективный
рост — процесс прогрессивный.

55.культурные
кризисы и глобальне проблемы. Доктрина
глобализации и ее последствия

Кризис
культуры в области идеологии состоит
в том, что слова остаются словами, более
того, их значение искажается и портится.
Сначала происходит подмена смыслов, а
затем — реальности. В моменты кризиса
культуры происходит ее расщепление и
внутренняя борьба. Иногда говорят о
культуре творческой и культуре
потребительской.

Последнее и есть
массовая культура, так как масса может
только потреблять, а не делать культуру.
В противовес понятию массовой культуры
уместно говорить о элитарную, или высокую
культуру, отличающуюся своей
действительностью. Или массы поднимутся
на вершины культуры, или культура упадет
в пропасть. Будущее культуры и человека
зависит от ответа на вызов идеологии.

Глобальные
проблемы современности — совокупность
проблем человечества, от решения которых
зависит социальный прогресс и сохранение
цивилизации: предотвращение мировой
термоядерной войны и обеспечение мирных
условий для развития всех народов;
преодоление разрыва в экономическом
уровне и доходах на душу населения между
развитыми и развивающимися странами,
путем ликвидации их отсталости, а также
устранение голода, нищеты и неграмотности
на земном шаре; прекращение стремительного
роста населения («демографического
взрыва» в развивающихся странах,) и
устранение опасности «депопуляции» в
развитых странах, предотвращение
катастрофического загрязнения окружающей
среды, обеспечение дальнейшего
экономического развития человечества
необходимыми природными ресурсами,
предотвращение непосредственных и
отдаленных последствий научно-технической
революции.

56) культура и
ицивилизация

Цивилизация —
это преобразованный человеком мир вне
положенных ему материальных объектов,
а культура —
это внутреннее достояние самого человека,
оценка его духовного развития, его
подавленности или свободы, его полной
зависимости от окружающего социального
мира или его духовной автономности.

Культура

Цивилизация

Носит
ценностный характер

Прагматична
(ориентируется на критерий полезности)

Культура
органична, функционирует как живое
целое.

Механична
(каждый достигнутый уровень цивилизации
самодостаточен.)

Культура
аристократична (шедевры — творения
гения)

Цивилизация
Демократична (Культуру присвоить
нельзя, ее надо понять, а цивилизацией
может овладеть каждый, независимо от
личностных качеств.)

Культура
существует в вечности, (юность
культурных произведений не уменьшается)

Критерий
прогресса: последнее по времени
наиболее ценно.

Культура
иногда враждебна жизни (содержит свой
параллельный мир, она конкукир. с
жизнью.)

Цивилизация
способствует продлению и усовершенствованию
жизни.

Предлагаем ознакомиться  Совместимость Близнецов и Льва

) Культурологическая концепция Шпенглера


Шпенглер
останавливается на рассмотрении трёх
исторических культур:

античной,
европейской и арабской.

Для
Шпенглера все культуры равноправны;
каждая из них

уникальна
и не может быть осуждена с внешней
позиции, с позиции другой

культуры.
Феномен других культур говорит на другом
языке. Для других людей

существуют
другие истины.


Шпенглер
считает, что каждая культура имеет не
только своё искусство,

но
и своё собственное естествознание и
даже свою уникальную природу, т.к.

природа
воспринимается человеком через культуру.
“Каждой культуре присущ

уже
вполне индивидуальный способ видения
и познания мира — как природы”,

или
— одно и то же – “у каждой есть своя
собственная, своеобразная природа,

каковой
в точно таком же виде не может обладать
ни один человек иного

склада.


По
Шпенглеру, в основе каждой культуры
лежит душа, а культура — это

символическое
тело, жизненное воплощение этой души.
Но ведь всё живое когда-

нибудь
умирает.

) Теория исторической эволюции цивилизации Тойнби

Обращаясь
к творчеству А.Тойнби, следует знать,
что он создал оригинальную концепцию
генезиса цивилизаций, которая позволяет
не только объяснить, почему возникает
та или иная цивилизационная система,
но и спрогнозировать вероятный ход
событий, предсказать судьбу цивилизации,
о которой люди, являющиеся носителями
ее ценностей, даже не догадываются.
Результаты своего теоретического
исследования А.Тойнби изложил в своем
12-томном труде под названием «Постижение
истории».

Раскрывая
свое понимание сути цивилизаций, Тойнби
пишет о том, что каждая цивилизация
представляет собой локальное образование,
которое обладает только ему присущими
чертами. Единой цивилизации как таковой
нет. Срок существования отдельной
цивилизации больше, чем срок жизни
отдельной нации, но меньше срока,
отпущенного человечества в целом.

Обращаясь
к вопросу типологии культуры, Тойнби
озабочен тем, чтобы описать все исторически
существовавшие цивилизации. В начале
своего труда Тойнби указывает 21
цивилизацию, а ко времени его окончания
увеличивает их до 37. Большинство
цивилизаций являются в настоящее время
мертвыми.

Тойнби
достаточно подробно описывает процесс
заката цивилизации. С точки зрения
английского ученого этот процесс
проходит три стадии: надлома,
разложения и гибели.

60)
Теория социокультурной динамики Сорокина

В
отличие от своих предшественников,
которые описывали культуры, исходя из
представлений, что каждая из них уникальна
и неповторима, П.Сорокин, не отрицая
своеобразия культур, пытается найти
общие черты не только в их исторической
судьбе, но и в их содержании. Это позволило
ему разработать типологию культуры и
построить теорию, раскрывающую динамику
культурно-исторического процесса,
которую он излагает в своем труде
«Социальная
и культурная динамика».

Достоинство социологической концепции
культуры П.Сорокина состоит прежде
всего в том, что она не представляет
собой результат умозрительных рассуждений
наподобие концепций Шпенглера и Тойнби.
Свои выводы Сорокин базирует на
скрупулезном статистическом и
социологическом анализе исходного
материала, на рассмотрении явлений и
процессов, протекающих в сфере
культуры.

Согласно воззрениям Сорокина,
в истории происходит чередование трех
типов культуры:
-идеациональной;-идеалистической;-чувственной
(сенсетивной);
Под
первым типом культуры понимает такую
культуру, которая основана на принципе
сверхчувственности и сверхразумности
Бога как единственной реальности
ценности.

Основополагающим
принципом идеалистической
культуры,
согласно воззрениям Сорокина, является
прежде всего признание того, что
реальность частично сверхчувственна
и частично чувственна.

Его
приемником стал чувственный
тип культуры.
Следует
отметить, что основополагающим принципом
чувственной культуры является объективная
деятельность и смысл ее сенсорны. По
мнению Сорокина, культура преимущественно
сенсетивного тапа существовала во
времена палеолита, в Древней Греции и
Риме с 111 века до н.э. по1У век.

Оцените статью
Тут и сегодня
Adblock detector